Учимся играя

Наверняка, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим, самым умным, самым, самым, самым… Чтобы говорить научился, едва родившись, чтобы все звуки и слова выговаривал правильно, чтобы речь ребёнка была грамотной, связной, образной. Но одного хотения мало. Ведь речь – это не что-то данное природой, речь формируется и развивается только в процессе речевого общения окружающих с маленьким ребёнком. Ребёнок перенимает у родителей особенности звукопроизношения, словарный запас, способы построения фразы. И если речь родителей не отличается грамотностью, богатым словарным запасом, трудно ожидать от ребёнка выдающихся речевых способностей.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому для формирования и развития у ребёнка желаемых качеств, умений, навыков лучше всего использовать игры. Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие формированию и развитию речевых умений. Поиграйте со своим ребёнком, вместе, всей семьёй. Именно поиграйте, а не заставляйте его заниматься, взяв на себя роль строгого учителя.

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

«Узнай по звуку». Для игры нужны различные предметы, звучащие игрушки(5 – 8 предметов). Сначала надо рассмотреть, назвать все предметы и послушать, как они звучат. Можно послушать, как шуршит бумага, как ножницы режут бумагу, как карандаш рисует по бумаге, как переливается вода из чашки в чашку, как скачет мячик, стучит барабан и многое другое, ведь любой предмет при действии с ним звучит. Затем играющие отворачиваются, а водящий издаёт звук каким-либо предметом. Играющие должны отгадать предмет по звуку.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Улавливай шёпот». Ведущий становится напротив играющих на определённом расстоянии и чётким, внятным шёпотом даёт команды («Руки вверх», «Хлопнуть два раза» и др.). Постепенно ведущий отходит всё дальше, делая шёпот менее уловимым.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Можно устроить игры – соревнования: кто шире откроет рот, у кого длиннее язык, кто дальше вытянет губы трубочкой, кто лучше надует щёки, кто громче щёлкает языком, кто лучше улыбнётся и покажет все зубки и многое другое.

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

"Кто дальше?». Для игры понадобятся ватные шарики, бумажные кораблики и т.п. Кораблики ставятся на край стола перед игроками. По сигналу все дуют на свою фигурку, вытянув губы в трубочку и не надувая щёк. Сделать можно только один выдох, дуть несколько раз подряд нельзя. Выигрывает тот, у кого предмет продвинется дальше.

 

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Чего не стало?». Эта игра упражняет в употреблении слов в родительном падеже и развивает внимание и память. Для игры нужны игрушки или предметы, картинки (начинать с 3-х – 4-х, постепенно увеличивая по возможностям ребёнка). Сначала игрушки рассматриваются и называются. Затем игроки отворачиваются или закрывают глаза, а водящий убирает одну, а позднее и 2 – 3 игрушки. Повернувшись, игроки должны сказать, чего не стало, давая правильную форму слова: не стало куклы, не стало кубика и т.д.

«Скажи наоборот». Эта игра упражняет в подборе слов с противоположным значением. Играть можно с мячом. Водящий называет слово и бросает мяч игроку. Игрок называет противоположное по смыслу слово и бросает мяч обратно. Например: большой – маленький, злой – добрый, светло – темно, чисто – грязно, вверх – вниз, вперёд – назад, говорить - молчать и т.п.

«Скажи ласково». Эта игра упражняет в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением. Можно ходить по квартире и называть ласково все предметы. Только сначала надо назвать обычное слово, а затем ласковую форму: шкаф – шкафчик, ложка – ложечка, окно – окошко и др.

«Исправь ошибку». Эта игра учит пониманию смысла предложения. Водящий произносит предложения с ошибками. Игроки исправляют и произносят правильно. Например: Посуда моет маму. (Мама моет посуду.) Машина чинит папу. Газета читает дедушку. Книга читает Катю. Коза даёт капусту девочке. Дорога едет по машине. Маша несёт сумку в хлебе.и т.п.

Эта игра учит рассказывать о предмете, давать его описание. Проводится по темам, например, овощи. Сначала надо рассмотреть и назвать овощи, а затем убрать их из поля зрения игроков ( за ширму, в ящик). Водящий рассказывает о каком-то овоще, не называя его, например: этот овощ красного цвета, он круглый, гладкий, сладкий, сочный (помидор).

Эта игра учит сравнивать один предмет с другим по какому-то качеству (цвету, фактуре и др.). Можно использовать игрушки и самые разные предметы. Примеры сравнений: Снег холодный, как мороженое. Цыплёнок желтый, как солнышко. Ежик колючий, как иголка.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Советы для родителей | Добавил: Ольга_Олеговна (14.11.2019)
Просмотров: 112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]