Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
В своей деятельности дети часто рисуют природу, говоря языком искусства «пейзаж». Так что же такое «пейзаж»? Давайте обратимся к стихотворению «Пейзаж» А. Кушнер
Если видишь, на картине
Нарисована река, Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Какие ошибки и штампы допускают дети при построении своего рисунка в жанре живописи «пейзаж»?
1) изображения предметов однотипны;
2) изображения расположены в основном на первом плане;
3) размер изображений не соответствует композиции; т. е детям сложно соблюдать законы композиции и перспективы.
Предлагаем подсказки для создания полноценной композиции будущего пейзажа.
1. Рисование пейзажа начинается с выбора уголка природы, который бы вы хотели изобразить в своей картине. Это может быть сельский, городской, лесной, морской, сказочный, фантастический и др. виды пейзажа. Они могут различаться по временам года и частям суток.
2. Рисуют пейзаж обычно с натуры. Но есть один способ, который позволяет это делать - это рисование этюдов. Этюд - это зарисовка отдельных элементов вашей будущей картины, которые позволяют вспомнить весь ваш будущий пейзаж в целом. Это может быть прорисовка цветов, трав, облаков, зданий и др. Но можно рисовать и по представлению или по замыслу.
3. Рисование начинается с наброска карандашом. Линии проводим тонкие еле заметные, для того, чтобы можно было исправить ошибку в рисунке.
4. Делим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.
5. В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспективы. Перспектива – в переводе с латинского языка, означает «ясно вижу».
6. Смотря куда-либо, мы видим, что удаленные предметы дома, деревья, люди кажутся маленькими, а ближние большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем - мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.
7. Чтобы пейзаж на листе бумаги не казался плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми деталями, а на заднем - расплывчато видны лишь силуэты. Это могут быть цветные мазки, обозначающие предметы.
8. При рисовании переднего плана то, что ниже на листе бумаги используются более яркие цвета, контрастные цвета. При рисовании заднего плана то, что выше на листе бумаги и ближе к линии горизонта цвет становится тусклее. Это достигается разбавлением водой, если это акварель, или добавлением белил, если это гуашь.
9. Зная хорошо законы линейной и воздушной перспективы, можно смело приступать к рисованию пейзажа. Большую помощь в ознакомлении детей с жанрами изобразительного искусства окажет песня Г, Гладкова «Если видишь на картине». Дети очень быстро запоминают ее, и в дальнейшем им не составит труда отличить пейзаж от портрета и натюрморта.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми!
|