Ознакомление детей 6 -7 лет с сезонными явлениями в природе зимой.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между природными явлениями, приобрести знания о жизни животных и растений. В подготовительной к школе группе ребята должны уметь объяснять некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; характеризуя сезоны, выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира. Результатом ознакомления детей с сезонными явлениями должно стать осмысление процессов протекания жизни в природе в целом.

В процессе руководства познанием природы воспитатель может использовать разные методы и приемы. К методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Рекомендуется применять словесные методы – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы часто соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д. Применяя определенный метод, можно использовать множество приемов. Так, при проведении беседы с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т.п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется в ходе наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы – во время наблюдений, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы, реализуемой в дошкольной организации, и зависит от природного окружения детского сада, места и объекта наблюдений, от накопленного детьми опыта.

У детей 6-7-летнего возраста следует сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, об изменениях температуры воздуха, характера осадков. Так, к задачам ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными явлениями природы зимой О.А. Соломенникова относит: обогащение представлений о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.), умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.); из влажного тяжелого снега лучше получаются постройки), умение замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки), рассказ о том, что 22 декабря является самым коротким днем в году [1].

Основываясь на вышеуказанных теоретических аспектах, мы проводим с детьми подготовительной к школе группы ряд целенаправленных наблюдений за сезонными явлениями природы зимой во время прогулки на участке детского сада. Например, в начале декабря было организовано наблюдение, целью которого стало формирование представлений об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); умений различать характерные приметы начала зимы. Руководствуясь поставленной целью, была проведена беседа: «Пришел декабрь – первый месяц зимы. Сквозь серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому в народе декабрь называют «хмурень» − хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, рано смеркается». В конце беседы детям были заданы вопросы: «За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие у снега защитные свойства?». Затем ребятам было предложено описать приметы зимы. После этого проведена пальчиковая гимнастика «Зима»: «Пришла зима, (потерли ладошки друг о друга) Принесла мороз. (помассировали пальцами плечи, предплечья) Пришла зима, (потерли ладошки друг о друга) Замерзает нос. (помассировали ладошкой кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (постучали кулаками по коленям по очереди) Гололед. (пошоркали ладонями по коленям в разных направлениях) Все на улицу – вперед! (протянули вперед обе руки)».

Таким образом, развитие у детей 6-7 лет умения наблюдать за изменениями природных явлений зимой обеспечит им более глубокое их понимание, позволит установить временные и причинно-следственные связи.

Список литературы

  1. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа / О.А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 112 с.
Категория: Советы для родителей | Добавил: Елена_Васильевна (22.02.2022)
Просмотров: 28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]